ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Средняя школа № 18
г. Бийск
2001 год

Актуальность внедрения стратового обучения

Решение о стратификации в средней школе №18 г. Бийска было принято 06.04.99г. на педагогическом совете, посвященном учебно-воспитательной работе в классах коррекции на основании анализа целей и задач, которые решал педагогический коллектив на данном этапе развития школы.
Самой сложной проблемой на тот период являлось стремительное падение успеваемости учащихся. Если в 1996/97 учебном году успеваемость составляла 95,3%, то в 1997/98 учебном году показатель снизился до 93,7%, а в 1998/99 учебном году успеваемость по школе составляла 92,1%.
В поиске путей решения этой серьезной проблемы администрация обратила внимание на разноуровневое дифференцированное обучение, направленное на гибкое и оперативное приспособление к изменениям в темпах развития учащихся и результатах обучения.
Наиболее разработанной в этот период являлась технология дифференцированного компенсирующего обучения детей (создание классов коррекции).
Но анализ состояния обучения в этих классах с 1995 по 1998 год показал, что процесс внешней дифференциации имеет как значительные достоинства, так и существенные недостатки, которые, накапливаясь, не позволяют достичь желаемого результата (100% успеваемости).
Во-первых, как отмечалось учителями, работающими в коррекционных классах, создание гомогенных классов влечет за собой отсутствие развивающего влияния сильных учеников на средних и слабых.
Во-вторых, дифференциация на основе умственных способностей не позволяет учитывать различные стороны интеллекта, свойства личности, а также другие факторы развития.
В-третьих, формирование классов коррекции на основе школьной зрелости фатально предопределяет развитие ребенка именно в тот момент, когда только и должно начаться его целенаправленное умственное развитие.
На этом же педсовете, в качестве иллюстрации, были представлены случаи перевода из коррекционных классов в традиционные (2 ученика в начальном звене и 2 ученика в среднем звене), что еще раз подчеркивает несовершенство внешней дифференциации и необходимость поиска более эффективной стратегии обучения.
Обратившись к анализу отечественной и зарубежной литературы по дифференцированному обучению в журнале "Завуч" №5 за 2000 год, администрация школы сделала следующие выводы:
а) жесткая внешняя дифференциация в теории и практике обучения или уже ликвидирована, или наблюдается тенденция к ее ликвидации;
б) разрабатываются гибкие модели ДО. Результаты экспериментов американских исследователей показали, что создание гомогенных классов оправдано в том случае, если будут использованы приспособленные к классу программы, и если учащимся будет дана возможность более гибко, в соответствии с результатами их обучения, передвигаться из одного класса в другой.
Один из найденных гибких вариантов позволяет сохранить гетерогенный класс, а гомогенные группы создаются на определенное время или по нескольким предметам. Эта идея успешно реализуется в США, Германии. Особенно популярна система АВС, состоящая из гомогенных потоков (А, В, С), составленных на основе успеваемости по математике, иностранному языку, родному языку.
Подобные системы также описаны И. Унт и Т. Новиковой.
Следующим шагом к принятию решения о введении стратового обучения является изучение пятилетнего опыта работы по данной технологии школы №1126 г. Москвы, представленного в журнале "Завуч" №4, 1998 г. Коллектив этой школы тоже столкнулся с несовершенством дифференцированного обучения и в рамках этой школы родилась идея стратового обучения, позволяющая решать задачи вариативности и индивидуализации обучения в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся.
Термин "страта" был введен русским социологом и философом Питиримом Сорокиным и обозначает группу людей, объединенных по способу усвоения и переработки информации.
Нельзя не заметить, что технология, созданная в московской школе, напоминает популярную систему АВС, что позволяет предполагать успешность ее функционирования с учетом особенностей российского образования.
Таким образом, коллектив средней школы №18 г. Бийска решил на педсовете, посвященном утверждению задач на очередной учебный год, создать страты в пятых классах, придать им статус внутришкольного эксперимента с целью повышения уровня успеваемости и степени обученности.
Для дальнейшей работы по внедрению стратового обучения требовалась реорганизация учебно-воспитательного процесса, так как данная технология затрагивает все подразделения школы, участвующие в образовательном процессе.
Чтобы представить основные этапы организации учебного процесса в условиях стратового обучения, следует изложить основные моменты, его составляющие. Это также поможет увидеть специфику этой технологии, уже функционирующей в школе №1126 г. Москвы, основные проблемы, связанные с внедрением стратификации в условиях средней общеобразовательной школы № 18 г. Бийска.

Суть стратового обучения:

При сохранении основных структурных единиц (классов гетерогенного типа) происходит распределение учащихся в рамках одной параллели на несколько "страт" для разноуровневого изучения учебных предметов. При этом каждый предмет стратификации преподается во всех стратах по единой программе, по единым учебникам, но с различной глубиной и скоростью освоения материала.
Для стратификации в школе №18 были выбраны такие предметы, как математика и русский язык, поскольку эти предметы являются наиболее сложными для изучения, соответственно большее количество школьников не успевают именно по этим предметам.
Параллель, состоящая из 7 классов, делится на два потока:
4 класса + 3класса, что связано с особенностью составления расписания
(о чем будет сказано далее). Каждый поток делится на страты разных уровней, при этом следует учитывать, что количество страт не может быть меньше количества классов потока. Большее количество страт возможно (для изучения иностранного языка в малых группах, при перенаселенности страты и др.). Название или обозначение разных уровней в имеющейся практике встречается следующее: творческая, прикладная, общекультурная; 1,2,3, высшая; А, В, С. Нами было выбрано обозначение 1,2,3, высшая.
Уровни страт, критерии для отбора в страту формируются с учетом следующих параметров:

Поскольку данные параметры могут меняться, а они являются основными для дифференциации, в данной технологии действует важный принцип ее функционирования - обеспечение ГИБКОЙ системы разноуровневого обучения, что позволяет учащимся при определенных условиях в течение всего времени обучения переходить из одного уровня в другой (из страты в страту). Так как интеллектуальные способности и мотивация обучения могут развиваться скачкообразно, то данная технология позволяет быстро реагировать на изменения и подбирать оптимальные условия для обучения. Такая система организации учебного процесса способствует повышению мотивации учения детей, препятствует созданию замкнутых образовательных структур, повышает психологическую комфортность учащихся.
В связи с этим вытекает следующий основополагающий момент стратового обучения - переход с одного уровня на другой.
Как только обнаруживаются ученики, нуждающиеся в переводе (оптимальное время - две недели до окончания четверти), учитель-предметник уточняет список этих детей и подает сведения психологу, который проводит дополнительную работу: анализ сведений, тестирование, собеседование с родителями и учащимися. После чего, в конце четверти, проводится психолого-педагогический консилиум, где и решается вопрос о переводе из одной страты в другую. Учитывается также и мнение родителей.
Как показывает практика, перевод может осуществляться как "вверх", так и "вниз", как последовательно, так и скачкообразно. Общая картина переходов выглядит следующим образом:

Несмотря на то, что кроме итоговой оценки учитываются и другие показатели, оценка все-таки остается главным критерием для перевода. Поэтому в стратовом обучении функция оценки должна быть скорректирована.
При том, что программа для каждой страты одинакова, уровень сложности заданий существенно различается. Тем самым одна и та же оценка, полученная учащимися разных страт, означает разный уровень освоения программы. В рамках стратовой системы существует некий стандарт только внутри каждой страты. Переходя из страты в страту, общаясь с учениками других страт, ребенок ощущает смену стандартов, понимает их относительность и имеет возможность выбора доступного для него уровня требований.
В каждой страте оценки более чувствительны к индивидуальным успехам данного ученика и служат более надежным стимулом к достижению учебного успеха. Таким образом, оценка становится инструментом формирования учебной мотивации.
При этом действуют и единые образовательные стандарты. Учебный год завершается общим для всей параллели экзаменом по математике и русскому языку, оценки за которые выставляются по единым требованиям.
Специфика экзамена заключается в том, что он состоит из двух частей - обязательная и дополнительная - и проводится в письменной форме. Результаты экзаменов являются подтверждением правильности выбора страты учащимся.
Следующим моментом, логично вытекающим из предшествующих, является документация.
Кроме традиционных классных журналов, для учета успеваемости по нестратифицированным предметам, вводится стратовый журнал. Этот журнал для каждой страты по русскому языку и математике содержит список детей, который организован не алфавитно. Учащиеся записаны согласно классу, в котором они учатся ("А", "Б", "В"). Данный журнал является основным документом для работающих в страте учителей. С изменением состава списки обновляются, а переводы отмечаются соответствующей записью.
Экзаменационные и итоговые оценки выставляются только в классных журналах, где также выставляются текущие оценки и по стратифицированным предметам. Эти оценки из стратового журнала еженедельно выставляет классный руководитель.

Особым документом является журнал протоколов заседаний
психолого-педагогических консилиумов по переводам, где содержится информация об изначальном распределении учащихся по стратам и о любых перемещениях учеников по каждому предмету стратификации.
Необходим также и журнал протоколов родительских собраний, общешкольных конференций, где содержится информация о работе с родителями, их мнения и предложения по вопросам, связанным со стратовым обучением.

Этапы организации стратового обучения

Для реализации стратового обучения в общеобразовательной школе №18 организация учебно-воспитательного процесса происходила по следующим этапам:

1. Подготовительный

Работа Мероприятия
С учащимися начального звена Диагностика (тестирование, собеседование, контрольные работы), предварительное разделение по стратам.
С учителями Подбор кадров, обучение.
С родителями Родительские собрания.
С учебным материалом Разработка тематических планов по четвертям для каждой страты, разработка критериев оценки для каждой страты, выбор единой программы по каждому предмету, подбор учебников.

Сроки подготовительного этапа - четвертая четверть 1998/99 учебного года, в августе велась доработка с учетом имеющихся изменений.

2. Организационный

Этот этап работы осуществляется непосредственно в начале года (сентябрь), он является наиболее важным и ответственным, так как от него зависит слаженность всей дальнейшей работы. В этот период времени проводятся следующие мероприятия:
1) Составление расписания уроков с учетом того, что занятия по стратифицированным предметам должны проводится одновременно в одном потоке параллели. Примером составления такого расписания служит расписание уроков 6 классов на 2000/2001 учебный год.


2) Распределение по стратам

В течение двух недель сентября учащиеся должны распределиться по стратам, для чего в каждой страте по каждому предмету разрабатывается единый календарный план, чтобы дети без ущерба для занятий имели возможность посетить уроки в разных стратах, определить оптимальный для себя уровень и темп изучения предмета, познакомиться с особенностями работы разных учителей. После распределения дальнейшее перемещение возможно только в конце четверти.

3) Конференция родителей учащихся 5 классов

На этом этапе продолжается разъяснительная работа с родителями для уточнения цели стратовой технологии обучения, ее особенностей, ознакомление с правами учащихся и родителей. На этом собрании уточняется и механизм дальнейшего перемещения учащихся из страты в страту.

4) Распределение рабочих функций

С начала учебного года назначаются представитель администрации - куратор страт, который осуществляет сопровождение данного процесса. Из состава психологической службы назначается куратор для решения вопросов, связанных с особенностями данной технологии. Дополнительные функции получают и классные руководители параллели: работа с документацией, наблюдение за учащимися, связь с учителями-предметниками, родителями.

5) Организация работы психолого-педагогических консилиумов

На этом этапе формируется состав членов консилиума, периодичность заседаний, порядок оформления документов.
Следующим этапом работы является непосредственная реализация стратового обучения. Успешное проведение этого этапа обусловлено эффективностью двух предыдущих. Специфика организации учебного процесса в этот момент заключается во взаимодействии учебных подразделений, которое обеспечивает куратор (обычно завуч по учебно-воспитательной работе). Схематично это выглядит так:

Из данной схемы взаимодействия учебных подразделений видно, что стратовая форма работы обеспечивает более интенсивное взаимодействие администрации, руководителей методических объединений, учителей-предметников, психологов, родителей.
Кроме того, стратовая технология диктует необходимость постоянного анализа учебных достижений и интересов, возможностей каждого учащегося. С этой целью регулярно проводится классно-обобщающий контроль параллели. Первое и последнее заседания проходят совместно с учителями начальных классов этой параллели. Это позволяет более эффективно строить образовательный процесс, сохраняя преемственные связи начального и среднего звена обучения.

Результаты внедрения стратовой технологии

Немаловажной особенностью стратового обучения является результативность. Она не ограничивается показателем успеваемости учащихся, так как прослеживается на формальном, учебном, психологическом уровнях.
Характерно, что результаты учебного года являются началом подготовительного этапа следующего учебного года, поскольку являются материалом для дальнейшего анализа и планирования организации учебного процесса.
Для отслеживания динамики результатов на всех уровнях берутся показатели начала года, промежуточные срезы и конец года. Только тогда возможно представить полную картину состояния учебного процесса в условиях стратового обучения.
По данным 1999/2000 учебного года были получены следующие результаты:
1. на формальном уровне:
- учащиеся получили возможность выбора уровня и глубины освоения предмета, выбора преподавателя определенного предмета. Результаты такого выбора, процесс перехода из страты в страту, представлены в следующих таблицах:

Перевод по математике,1999-2000 учебный год