ВИДЕОКАМЕРЫ

Любая современная охранная видеокамера состоит из двух основных частей - объектива и электронной платы, на которой размещен элемент, преобразующий свет в электричество (прибор с зарядовой связью или ПЗС-матрица). Размер фоточувствительной области ПЗС-матрицы является одним из основных параметров камеры, он определяет ее оптический формат (1/4, 1/2, 2/3 и 1 дюйм).
Не менее важной характеристикой камеры является ее разрешающая способность, т.е. максимальное количество телевизионных линий (ТВЛ), различаемых в выходном видеосигнале. Чем выше разрешение, тем более мелкие детали можно различить на изображении. В большинстве случаев вполне достаточно разрешения 380-420 ТВЛ для черно-белых камер и 300-320 ТВЛ - для цветных. Однако на объектах, где нужен особый контроль (банки, казино, склады оружия и боеприпасов и т.п.), используются камеры с повышенным разрешением - 500-600 ТВЛ для черно-белых и 375-450 ТВЛ для цветных.
Для того чтобы вести наблюдение в помещениях, где доступ света ограничен, следует использовать камеры с высокой чувствительностью ПЗС-матрицы (порядка 0,1 люкса). В других случаях подойдут камеры с обычной чувствительностью - 0,1-0,5 люкса для ч/б и 1-3 люкса для цветных. Кроме того, ПЗС-матрица чувствительна к воздействию инфракрасных лучей. В результате при наличии инфракрасного источника освещения можно вести наблюдение даже в темных помещениях.
Как известно, общей характеристикой всех приборов, используемых для фото- и видеосъемок, является фокусное расстояние объектива. Маленькое фокусное расстояние дает большой угол обзора. Однако не стоит спешить покупать охранную видеокамеру с короткофокусным объективом только потому, что она позволяет видеть много, - здесь есть свои подводные камни. При очень больших углах зрения (90-120 градусов и более) довольно сложно, а порой и невозможно рассмотреть детали изображения - факт, известный любому фотографу. Поэтому наиболее оптимальными считаются объективы с углом зрения 60-70 градусов, который хорошо согласуется с возможностями человеческого глаза.
Многие современные камеры не имеют встроенного объектива, поэтому в зависимости от конкретных задач их можно оснастить объективами с разным фокусным расстоянием, в том числе и с переменным (их обычно называют объективами с трансфокаторами или вариообъективами). Особенно удобны вариообъективы с дистанционным управлением, так как они позволяют "приближать" или "удалять" картинку непосредственно в процессе наблюдения за объектом.
Если освещенность объекта в течение периода наблюдения меняется в широких пределах, тут не обойтись без объективов с автоматически регулируемой диафрагмой. Для них, кстати, потребуются камеры, которые умеют управлять такой диафрагмой, - камеры с функциями "прямое управление" или "автоирис".

УСТРОЙСТВА ОБРАБОТКИ ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЯ

Это довольно широкий класс устройств, позволяющих заметно повысить эффективность работы системы видеонаблюдения и одновременно сделать ее более простой и удобной в управлении.
Самое элементарное из них - видеокоммутатор ("свитчер") - обеспечивает поочередный вывод на один или несколько мониторов сигналов от нескольких видеокамер. Видеокоммутатор может иметь несколько входов тревоги для подключения различных датчиков охранной сигнализации. В случае срабатывания сигнализации он из режима "листания" картинок с разных камер переходит в режим просмотра изображения с камеры, в зоне действия которой было зафиксировано "нарушение".
Чтобы получить на экране охранного монитора одновременно изображения от нескольких камер, следует использовать видеоквадраторы (4, иногда 8 камер) или мультиплексоры (до 16 камер). Последние обладают наиболее широкими возможностями - многие из них имеют встроенные детекторы движения, генераторы титров, даты и времени. Кроме того, мультиплексоры могут работать в дуплексном режиме, т.е. позволяют просматривать ранее сделанные записи и одновременно записывать изображение с действующих камер. Стоит отметить, что 16 камер для мультиплексоров не предел - на их базе можно создать охранные телевизионные системы с обслуживанием до 256 камер.
Цены на устройства обработки видеоизображения лежат в очень широком диапазоне: от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов США.

ВИДЕОМОНИТОРЫ

Основными характеристиками охранных мониторов являются размер экрана по диагонали и разрешающая способность по горизонтали. В полноэкранном режиме (когда подключена только одна камера или сигнал нескольких камер поступает через коммутатор) используются мониторы с диагональю от 9 до 12 дюймов. Для просмотра "мультикартинки" от квадратора или мультиплексора применяются, как правило, мониторы с большим размером экрана - 15, 17 или 20 дюймов.
На экране монитора оператор видит "конечный результат" работы всей охранной видеосистемы, поэтому важно, чтобы монитор не ухудшал общее ее разрешение. Здесь существуют стандартные рекомендации: если используются камеры обычного разрешения, то вполне достаточно монитора на 600-800 ТВЛ для ч/б камер и 350-400 для цветных, для камер высокого разрешения потребуются мониторы соответственно на 900-1000 ТВЛ и 450-500 ТВЛ.

ОХРАННЫЕ ВИДЕОМАГНИТОФОНЫ

Для регистрации видеоизображения в системах наблюдения используются специальные видеомагнитофоны длительной записи. Они позволяют на обыкновенную кассету VHS записать от 3 часов до 40 суток видеоинформации. Причем в непрерывном режиме (25 кадров/сек.) они пишут как бытовые - 3 часа. Длительная запись (time-lapse) тоже возможна - в этом режиме записываются не все кадры, а только определенные. Например, чтобы такой магнитофон записал 24 часа на одну кассету E180, он должен фиксировать на пленке 3 кадра в секунду вместо обычных 25.
Почти у всех охранных видеомагнитофонов имеется функция записи по тревоге. Как только на аппарат поступает "тревожный" сигнал от охранного датчика, он автоматически переключается в непрерывный режим работы (без "прореживания" кадров), обеспечивая таким образом запись события в реальном времени, а значит, с повышенным качеством видеоизображения.

ЦИФРОВЫЕ ОХРАННЫЕ СИСТЕМЫ

Широкое применение цифровой техники в охранных видеосистемах стало возможным только после изобретения новой технологии сжатия видеоизображения - M-JPEG-сжатия. Она позволила вмещать на стандартный компьютерный жесткий диск видеоинформации не меньше, чем аналоговые охранные видеомагнитофоны пишут на магнитную ленту. Причем благодаря цифровой технологии стало возможным записывать изображение с разрешением более чем 400 линий, которое было предельным для любого аналогового аппарата. А если еще прибавить отсутствие потерь качества при неоднократном воспроизведении записи и, как следствие, ее долгое хранение, быстрый поиск необходимого фрагмента, быстрое копирование, широкие возможности при обработке видеоинформации и, наконец, возможность трансляции и получения данных по компьютерной сети, то становится ясно, почему цифровые системы завоевывают все большее количество поклонников.