БУКИНИСТ

Букинист. Алфавитный каталог. Тематический каталог.



Индекс книги: 00062.
ББК 39.53. Самолеты. Самолетостроение.

Самолеты строим сами.

К.С. Горбенко, Ю.В. Макаров.

Самолеты строим сами. 1989г. Ил. 240 стр.

Приведены основные характеристики самолетов, построенных в студенческих КБ вузов и техникумов, в спортивных клубах, а также самолетов, созданных авиаконструкторами-любителями за период 1923-1987 гг.

Обобщены материалы Всесоюзных смотров-конкурсов сверхлегких летательных аппаратов любительских конструкций, которые были организованы ЦК ВЛКСМ, Министерством авиационной промышленности СССР.

Для работников авиастроения и широкого круга читателей, интересующихся авиацией.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Рассказать обо всех без исключения самодельных летательных аппаратах практически невозможно. В книге описаны лишь наиболее известные работы авиаконструкторов-энтузиастов. Тем не менее, следует упомянуть некоторые другие работы конструкторов-любителей.

В 1960-1967 гг. в поселке Парфино Старо-Русского района Новгородской области М.П. Колчин построил самолет Воробей подкосный высокоплан. В 1967 г. самолет испытывал А. Балуев и совершил на нем несколько полетов. Конструкция самолета М.П. Колчина смешанная металл и дерево, обшивка в основном полотняная. Крыло деревянной конструкции от планера БРО-11. Фюзеляж самолета обычной конструкции с традиционным хвостовым оперением. Шасси пирамидальное, хвостовая опора в виде костыля.

На самолете, масса конструкции которого 195 кг, был установлен двигатель мощностью 18 л.с. (13,3 кВт) с тянущим воздушным винтом. Самолет совершил более 10 полетов, самый продолжительный из которых длился 40 мин.

Братья В. и А. Коваль из Киева в 1971 г. построили летающую лодку. Гидросамолет имел закрытую кабину, двигатель и толкающий воздушный винт, установленные за центропланом. Крыло подкосное, двухкилевое, оперение было вынесено на хвостовую балку.

В Волгодонске в 1972 г. В. Слюсарь и В. Гончаров построили по схеме утка самолет Два друга (Хобби). Двигатель самодельный, мощностью 36 л.с. (26,5 кВт) с толкающим воздушным винтом.

В Ленинграде в 1974 г. Костин, Анисимов и Протопопов построили легкий самолет КАП.

Используя схему известного польского самолета Дон Кихот В. Генич из Омска в 1984 г. построил легкий самолет с двигателем Буран.

Интересный самолет был создан конструктором-любителем И.А. Никулиным. И.А. Никулин совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 во время Великой Отечественной войны. Он был участником Парада Победы в Москве 24 июня 1945 г. Бывший военный летчик живет в деревне Кобона на берегу Ладожского озера и работает бакенщиком. Свой самолет пилот-ветеран построил и испытал в 1984 г.

В 1985 г. в Ижевске Ю.А. Ермаков испытал свой подкосный низкоплан с четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения Вальтер-Минор. Самолет имел верхние подкосы, трехстоечное шасси с хвостовым колесом и открытую кабину. Самолет был выполнен вполне профессионально, имел совершенные аэродинамические формы, а его внешний вид соответствовал внешнему виду одноместного спортивного самолета промышленного производства.

Ю. Кувшинов электрик завода Центролит построил несколько самолетов. В 1980 г. к нему присоединился В. Лещанкин, инженер-конструктор объединения Электровыпрямитель из Саранска. При поддержке генерального директора этого объединения Ю. Ютландова в Саранске был организован аэротехнический клуб Поиск. Кроме Ю. Кувшинова и В. Лещанкина в постройке самолетов принимали активное участие летчик-инструктор С. Дерябин, авиамеханик С. Чунаев, школьник В. Романов, а также работники различных предприятий города. Первый одноместный самолет конструкторов был выполнен по схеме УТКА. Второй самолет двухместный. Самолеты испытывались на аэродроме ДОСААФ.

В городе Обояни Курской области самолет собственной конструкции построил А. Конев. Испытывал самолет конструктор самостоятельно.

Ивиаконструктор из поселка Кантемировска Воронежской области, работник Кантемировского комбината строительных материалов И. Бобро в 1987 г. построил сверхлегкий самолет с мотоциклетным двигателем мощностью 32 л.с. (23,5 кВт). Конструкция самолета металлическая, масса – 190 кг.

Имеются сведения и о других работах конструкторов-любителей, к сожалению, не всегда подтвержденные документально.

О широком размахе технического творчества в области создания летательных аппаратов, особенно в последние десятилетия, говорит хотя бы такой факт. На первом Всесоюзном слете-конкурсе СЛА-83 было представлено 11 моторных летательных аппаратов. В 1984 г. на СЛА-84 таких аппаратов было уже 35, на СЛА-85 – 55, а на СЛА-87 более 75.

Причем в смотрах-конкурсах принимали участие только самые совершенные летательные аппараты, допущенные технической комиссией. Следовательно, в нашей стране в настоящее время авиаконструкторы-любители создают не менее сотни только моторных летательных аппаратов ежегодно. А если учесть сотни самодельных авиамоторов, тысячи дельтапланов и сотни планеров и парапланов, то можно с уверенностью утверждать, что авиационным техническим творчеством в СССР занимаются десятки тысяч человек. Это один из самых массовых видов технического творчества в нашей стране.

Каждая работа энтузиастов любительского авиастроения это не только ступенька в их творческой жизни. Известны случаи, когда работы конструкторов-энтузиастов внесли заметный вклад в развитие научно-технического прогресса. Вот лишь несколько примеров, подтверждающих заметный вклад авиаконструкторов-энтузиастов в развитие авиации.

За последние два десятилетия в авиации появилась новая парашютная система планирующий парашют-крыло. Получили широкое распространение дельтапланы, мотодельтапланы и ультралегкие самолеты.

Впервые в мире аппараты на воздушной подушке были созданы под руководством профессора В.И. Левкова в нашей стране, в студенческом КБ МАИ.

Еще в довоенный период работы по созданию вертолетов осуществлялись в МАИ в ОКБ-3 под руководством И.П. Братухина.

Первый пассажирский самолет с убирающимся в полете шасси ХАИ-1 был создан в Харьковском авиационном институте в студенческом КБ. Самолет выпускался серийно и эксплуатировался в системе Гражданского воздушного флота.

Самолеты, выполненные полностью из дельта-древесины, впервые были построены в ОКБ-1 Московского авиационного института под руководством П.Д. Грушина.

В 1935-1939 гг. ряд удачных конструкций крыла (предвестников параплана и дельтаплана) для планирования парашютиста были созданы конструкторами-энтузиастами Г. Шмидтом, Б. Павловым-Селиванским, М. Коптевым, Н. Смирновым и другими.

Как известно, ранцевый парашют был изобретен, сконструирован и построен конструктором-энтузиастом, актером по профессии Г.Е. Котельниковым.

Академик С.П. Королев строил свои первые планеры и ракетопланы в общественном КБ Осоавиахима.

Известный авиаконструктор А.С. Яковлев свой первый самолет спроектировал и построил в общественном КБ Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского.

Еще в школьные годы начал проектировать и строить планеры О.К. Антонов. Прежде чем стать профессиональны авиаконструктором, он построил десятки планеров.

Широко известные в стране конструкторы Б.И. Ошкинис и М.А. Кузаков создали свои замечательные планеры БР-11 и МАК-15 в общественных КБ. Эти планеры долгое время строились серийно, и на них научились летать десятки тысяч будущих летчиков.

Подобные примеры известны и за рубежом. Б. Рутан в США организовал разработку и создание оригинального самолета Вояджер для беспосадочного полета вокруг земного шара. Им были созданы новые схемы аэродинамической компоновки самолетов с ромбовидным крылом, выполненные по схемам тандем и утка. Они находят применение не только в спортивной и любительской авиации.

Автожиры известного авиаконструктора-любителя Бенсена открыли новое направление в производстве винтокрылых летательных аппаратов.

Микросамолеты авиаконструктора-любителя Д. Бедэ стали основой для промышленного производства самолетов данного класса.

Ретроспективный взгляд на работы конструкторов-энтузиастов по экранолетам, аппаратам с машущими крыльями, мотодельтапланам, парапланам и другим позволяет сделать следующий вывод. Новые виды летательных аппаратов создаются первоначально конструкторами-любителями, людьми, увлеченными новой идеей. Своим вдохновенным и бескорыстным трудом, смелыми экспериментами изобретатели-авиаконструкторы привлекают к казавшейся еще вчера не реальной идее сначала внимание общественности, а затем и промышленных организаций. Затем возникают специализированные предприятия, а порой и новая промышленная отрасль, которая подхватывает идеи любителей-конструкторов и доводит их до высокого технического уровня. История развития самых распространенных в наши дни летательных аппаратов самолетов является наглядным тому примером.

Можно с уверенность утверждать, что работа авиаконструкторов-энтузиастов в какой-то мере служит стимулом для развития авиационной техники. Поэтому к любительскому самолетостроению, к авиаконструкциям энтузиастов следует относится с уважением и пристальны внимание. Быть может, завтра промышленность с успехом возьмется за освоение летательных аппаратов, разработанных конструкторами-энтузиастами сегодня.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Самодеятельное самолетостроение в СССР. Страницы истории.
  2. Летательные аппараты. Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе.
  3. Дирижабль "Комсомольская правда". Самолет "Сталь-МАИ". "Октябренок". Самолеты МАИ-3 и ББ-МАИ. Самолет из электрона. Аппараты на воздушной подушке. Работы В.И. Левкова. Крыло для планирования парашютиста. Вертолеты МАИ. Сверхлегкий автожир Ф.П. Курочкина. Планер МАК-15 и его модификации. Самолеты МАИ-58 и МАИ-62. Мотопланер МАИ-63М. Сверхлегкие вертолеты СКБ-2. Летательные аппараты А.В. Гремяцкого. Сверхлегкий вертолет ИВ. Спортивно-пилотажный самолет "Квант". Самолет "Эльф", мотодельтапланы и другие студенческие работы.

  4. Самолеты ХАИ, КАИ, КуАИ и молодежных КБ Куйбышева.
  5. Летательные аппараты РКИИГА.
  6. Самолеты и мотодельтапланы. Самолет "РИИГА-1". Мотопланер "РИИГА-2" ("Рекорд"). Туристический самолет "РИИГА-3". Легкий спортивный самолет "Энтузиаст". Летающая лодка "РКИИГА-74" ("Эксперимент"). Восстановление легендарных самолетов минувших лет. Мотодельтапланы РКИИГА. Автожиры.

  7. Самолеты студенческого КБ политехнического института Комсомольска-на Амуре.
  8. Экспериментальных рекордный самолет ЭРА-9. Экранолет ЭЛА-13. Самолет Анд-1 "Колибри". Гидросамолет "ПОЛИБОЛ".

  9. Работы авиаконструкторов Москвы и Московской области.
  10. Самолет ПАИ-69. Самолеты С.А. Беликов. Мотопланеры и самолет О.Н. Дуняшева. Мотопланер "Истра". Самолет В.Ф. Фролова. Самолет БО-ГЗ. Самолеты Н.Л. Иванова. Самолет ПМК-03. Самолет "Феникс-02". Самолет "Феникс-02". Самолет В.П. Дарьина "Аэроскат-2". Самолет М-3 В.П. Махова. Самолет "ЭКАР-1" В.П. Медникова. Самолет Н.Н. Бухарева. Самолет "Пеликан" А.П. Гаргуна. Самолет ЛПС Г.А. Воронцова. Мотодельтапланы МИИГА. Мотопланеры. Летательные аппараты А. Турбина.

  11. Летательные аппараты конструкторов-любителей РСФСР.
  12. Работы ленинградских конструкторов. Самолеты калининских авиаконструкторов. Работы конструкторов Ростова-на-Дону. "Синяя птица". "Бумеранг". Самолеты Зэликов. Работы уральских конструкторов. "Блоха" Е. Кузнецова (Нижний Тагил). Самолеты воронежских конструкторов. "Внук Октября". "Сверчок". "Биплан-02". С-82Т "Горизонт". "Чирок". Самолеты конструкторов Смоленска. Самолет Г. Тимощенко. "Микро-2" В. Щеглова. Самолеты Л.Ф. Маетняка. Самолеты авиаконструкторов города Лысьвы. "Росинант" из деревни Залазна. Работы Балуевых. Работы горьковских авиаконструкторов. Самолет "Брянский рабочий". Самолеты "Авось" и "Стимул-10". Самолеты авиаконструкторов Сибири.

  13. Работы конструкторов Украины, Белоруссии, республик Прибалтики и Средней Азии.
  14. Самолеты конструкторов Украины и Белоруссии. Самолет И. И. Тугова. Самолет "Михаил Кузаков". Самолет "Эллада". "Днепр-1". Самолет ТШ-1. "Петух" БМ-2. Самолеты М. Артемова и В. Тимофеева. Самолеты Я.А. Артемчука. Самолет "Оптимист". Самолет В. Юрченко. Самолет "Нахаленок". Самолет "Шмель". Экспериментальный самолет "Бусел". Работы конструкторов Литвы и Эстонии. Самолет "Жуверда". Мотопланер "Литовский пионер". Самолет В.В. Лапенаса. Летательные аппараты братьев Вайнейкисов. Вертолет Ю. Валунаса. "Антис". "Утки" Р. Бекшты. Самолет "Литуаника". Самолет "Камане" Р. Алексеюса. Работа братьев Лекис. Самолет "Эхо". Самолеты конструкторов Киргизии и Казахстана. Микросамолеты В.П. Дмитриева. Алма-атинский "Журавлик".

  15. Вертолеты и автожиры любительской постройки.
  16. Работы конструкторов Москвы и Московской области. Винтокрылые аппараты конструкторов-любителей РСФСР и Украины. Работы комсомольско-молодежного КБ (Челябинск). Вертолет П.Ф. и В.П. Микалюкиных. Вертолеты Н. Мельника и А. Светикаса. Вертолет "Вихрь". Работы СКБ ХАИ. Вертолет В. Гетманцева. Автожир "Сверчок-1". Автожир "ВЕДА". Вертолет "Горняк-4". Вертолет Ку-1.

  17. Экранолеты общественных КБ и авиаконструкторов-любителей.
  18. Работы студентов ОИИМФ. Экранолет ПАИ-67. Экранолет ЭМА-1. Экранолет ЭС-1. Экранолет ЭСКА-1. Экранолет с гибким крылом ЭС-1. Экранолет ЭС-2М. Экранолеты авиаконструкторов-энтузиастов. Экранолет И.И. Воронцова. "Экранолет" из Архангельска. Экранолет "Аянс-86". Экранолет Т-501. Экранолет ЭВП-1.

  19. Мускулолеты любительской постройки.
  20. Семидесятилетию Октября посвящается. Некоторые итоги СЛА-87.