БУКИНИСТ

Букинист. Алфавитный каталог. Тематический каталог.



Индекс книги: 00094.
ББК 85.12. Декоративно-прикладное искусство.

Художественная резьба по дереву, кости и рогу.

А.А. Абросимова, Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская.

Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Практическое пособие. 1989 г. 160 стр. Илл.

В третьем издании книги рассматриваются виды и приемы художественной обработки дерева, кости и рога, применяемые инструменты и оборудование, организация рабочего места резчика. Подробно характеризуются разнообразные способы декоративного оформления художественных изделий.

Для учащихся ПТУ художественного профиля и резчиков, работающих на производстве. Книга может быть полезна лицам, интересующимся этими видами декоративно-прикладного искусства.

ВВЕДЕНИЕ.

Резьба по дереву, кости и рогу широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративное искусство. Русские мастера издавна великолепно умели обрабатывать эти материалы и создавать из них высокохудожественные изделия. Например, северную резьбу по кости иностранные путешественники так и называли “резьбою русов”. В художественных и краеведческих музеях хранятся коллекции мебели, утвари, орудий труда, предметов быта, украшений, которые создавались русскими мастерами на протяжении многих столетий вплоть до первой половины XIX в.

Но во второй половине XIX в., в связи с развитием капитализма в России, резьба по дереву и кости постепенно приходит в упадок. Деревянная архитектура все в большей степени вытесняется каменной. Самодельная утварь и посуда даже в условиях сельской жизни заменяются готовыми фабричными изделиями. Выходят из моды деревянная резная мебель, резные ларцы и кубки из кости.

Мастера-резчики по дереву и кости должны работать все напряженнее, чтобы успеть вырезать и выточить как можно больше изделий и, несмотря на низкие продажные цены, заработать себе на жизнь. Все больше и больше резчиков бросает любимое дело, уходит работать на фабрики и заводы.

Во время первой мировой войны, когда многие талантливые и искусные мастера погибли на полях сражений, а страна была разорена войной, спрос на художественные изделия из дерева и кости резко снизился.

В декабре 1921 г. в залах московского Государственного исторического музея открылась выставка “Крестьянское искусство”, на которой была широко представлена резьба по дереву и кости. В 1923 г. мастера — резчики по дереву и кости приняли участие в I Всероссийской сельскохозяйственной выставке. Лучшие работы были отмечены наградами.

В 30-е годы складываются творческие коллективы мастеров резьбы по дереву и кости, создается основной ассортимент изделий. На многих промыслах были построены новые производственные цехи, и мастера перешли из тесных, темных, неприспособленных домашних мастерских в благоустроенные, светлые общие мастерские.

Уже в предвоенные годы искусство резьбы по дереву и кости достигло значительного развития. Советские художественные изделия из этих материалов были представлены на ряде международных выставок, например в Париже в 1925 и в 1938 гг., в Нью-Йорке в 1939 г. Изделия резчиков по дереву и кости экспортировались за рубеж и широко распространялись на внутреннем рынке.

Производство резных художественных изделий из дерева в настоящее время существует в Архангельской, Вологодской, Калининской, Горьковской, Кировской, Московской областях, в Башкирской и Карельской АССР и в ряде других областей, краев и автономных республик Российской Федерации. Мастера-резчики изготовляют нестандартную мебель, преимущественно для детских учреждений, настенные декоративные панно, светильники, декоративные ковши, украшения и т. д. Резьба по кости продолжает развиваться в Холмогорах Архангельской области, в Тобольске, в подмосковном Хотькове (новое, уже в послевоенные годы возникшее производство), в поселке Уэлен Чукотского национального округа, в Магаданской области, в Якутской АССР. В послевоенное время, в особенности в 50—60-е годы, повсеместное распространение получило также изготовление декоративных художественных изделий из рога крупного рогатого скота, а в 70-х годах — из оленьего рога. Во всех этих художественных изделиях так или иначе развиваются богатые художественные традиции национальной народной резьбы по дереву и кости.

Искусство резьбы пользуется большой популярностью у советского народа. Изделия из дерева, кости и рога постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках декоративного искусства. Так, русская декоративная резьба по дереву, кости и рогу была широко представлена на всемирных выставках в Брюсселе (1959), Монреале (1967), Осаке (1970) и на таких крупных отечественных выставках последнего времени, как Всероссийская выставка — смотр народных промыслов, состоявшаяся на ВДНХ в 1977— 1978 гг., и Всесоюзная выставка произведений мастеров народных художественных промыслов в Центральном доме художника в 1980 г., выставка “Народное искусство РСФСР” в Центральном выставочном зале в 1988 г.

Рукотворные изделия мастеров художественной резьбы по дереву, кости и рогу призваны украсить быт советских людей. С одной стороны, они являются произведениями декоративного искусства, с другой — товарами народного потребления.

“Задача первостепенной важности,— говорилось на XXVII съезде партии,— полное удовлетворение возрастающего спроса населения на высококачественные и разнообразные товары народного потребления”, в том числе и на предметы культурного назначения, к которым безусловно следует отнести декоративные, художественные изделия из дерева, кости и рога. В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986— 1990 годы и на период до 2000 года подчеркнуто, что при социалистическом образе жизни “материальное благополучие органически сливается с развитием духовной культуры, всемерным ростом творческой активности трудящихся”.

Поскольку художественная резьба по дереву, кости и рогу наряду с созданием материальных ценностей, украшающих быт наших современников, является также и областью духовной культуры, искусства, крайне важно при обучении приемам, технике и технологии резьбы пробуждать и укреплять в будущих мастерах творческие способности, желание и стремление создавать собственные варианты традиционных форм и композиций.

Искусство резчиков по дереву, кости и рогу всегда было и остается предметом внимания и восхищения как специалистов-художников, так и рядовых потребителей в нашей стране и за ее пределами. Произведения мастеров — резчиков по дереву, кости и рогу помогают лучше понять дух и культуру советского народа, у которого бережное отношение к рукотворному мастерству, унаследованному от дедов и прадедов, успешно сочетается с новейшими достижениями научно-технического прогресса.

СОДЕРЖАНИЕ.

Виды художественной обработки дерева, кости рога.

Художественная обработка дерева.

Художественная обработка кости.

Художественная обработка рога.

МАТЕРИАЛЫ.

Оборудование, инструменты, рабочее место резчика.

Технология художественной обработки дерева.

Выполнение геометрической резьбы.

Выполнение плоскорельефной резьбы.

Выполнение скульптурной резьбы.

Выполнение мозаики.

Выполнение резьбы по бересте.

Отделка резных деревянных изделий.

Технология художественной обработки кости, рога.

Подготовительные и отделочные операции.

Резьба ажура.

Резьба рельефа.

Выполнение объемной резьбы.

Токарная работа.

Гравировка.

Инкрустация.

Оклейные работы.

Дополнительные виды художественной обработки.

Окрашивание.

Гнутье, прессование, тиснение.

Техника копирования.

Изготовление и монтаж фурнитуры.

Техника безопасности, промышленная санитария и профессиональная гигиена.

Техника безопасности.

Промышленная санитария и профессиональная гигиена.