БУКИНИСТ

Букинист. Алфавитный каталог. Тематический каталог.



Индекс книги: 00101.
ББК 42.374. Цветоводство.

Орхидеи.

С.О. Герасимов. И.М. Журавлев.

Орхидеи. 1988 г. 208 стр. Ил.

ОТ АВТОРА.

Вот уже много лет авторы этой книги все свои свободные часы отдают выращиванию орхидей. Было время, когда наша “коллекция” состояла из десятка горшков с торчащими во все стороны полусухими стеблями. Даже близкие друзья и родственники тогда подтрунивали над нами. Все это уже в прошлом. К настоящему времени нами опробовано в комнатной культуре свыше 150 видов орхидей. И если сегодня наши растения иногда получают дипломы выставок, это совсем не значит, что путь к успеху был простым и гладким. Были у нас неудачи и разочарования, когда гибли любимые, с трудом добытые экземпляры, но были и восторг от первых цветков, и радость от встречи с новыми растениями.

Начинающим цветоводам еще только предстоит пройти этот путь. У каждого из них будут свои ошибки и трудности. Каждый будет преодолевать их по-своему. Но на первых, самых трудных шагах мы хотим помочь читателям, познакомить их с фантастическим миром орхидей, дать им необходимые знания. Именно в этом мы видим цель нашей работы.

В работе над книгой нам помогали очень многие. Это сотрудники отдела тропической флоры ГБС АН СССР Р. С. Соколова и Г. Л. Захарова, цветоводы-любители Н. Н, Колачевский, А. А. Серяпин, О. Г. Орленева, А. Д. Сегеди и многие другие, предоставившие возможность ознакомиться со своими коллекциями и методами культуры.

Введение.

Эпоха великих географических открытий... Корабли, ведомые отважными капитанами, покидали родные гавани и уходили на поиски новых земель. Не всем из них довелось вернуться. Множество кораблей навсегда исчезло за горизонтом, найдя последний приют в безвестных далях океана. Но если корабли возвращались... Шумной толпой рассыпались стосковавшиеся по твердой земле морские волки по портовым тавернам, поражая не нюхавших моря зевак рассказами о неведомых землях, где реки текут по золотым самородкам, а на деревьях сидят “птицы, похожие на цветы, в окружении цветов, похожих на птиц”.

В это же время в тиши кабинетов натуралисты и географы изучали, систематизировали и описывали коллекции, доставленные из далеких стран. Многие ученые сами отправлялись в плавания. Возвращались они порой безнадежно больными, но обогащенными бесценными знаниями и наблюдениями. С карты Земли постепенно стирались белые пятна. В витринах музеев и зверинцах демонстрировались неведомые доселе звери.

В оранжереях и садах расцветали небывалые растения...

Существует предположение, что моряки, утомленные долгими и однообразными морскими переходами, срывали в прибрежных лесах кусты красиво цветущих растений и украшали ими свои каюты. Многие растения погибали, но некоторые оставались живыми и могли, таким образом, добраться до Европы. Вполне возможно, что именно таким путем и попали к европейским ботаникам и растениеводам первые экземпляры тропических орхидей.

Так ли обстояло дело в действительности, сейчас сказать трудно, но факт остается фактом: в середине XVIII в. цветущие экземпляры тропических орхидей появились в английских оранжереях. Хотя первые распустившиеся в Европе орхидеи и не принадлежали к самым эффектным видам, их появление вызвало настоящий фурор. Европейские цветоводы, привыкшие к довольно скромным представителям семейства орхидных, были буквально ошеломлены необычностью форм и расцветок новых, пока еще совсем незнакомых растений

Орхидеи вошли в моду. Прекрасно оснащенные экспедиции и путешественники-одиночки, авантюристы и ботаники, искатели острых ощущений и наживы десятками хлынули в джунгли Старого и Нового света на поиски новых видов орхидей. В случае удачи счастливчик мог сразу приобрести целое состояние. Ну, а если не повезло... Что ж, за неудачу приходится платить. И они платили. Порой ценой собственной жизни. Собиратели бесследно исчезали в безмолвных джунглях, и только сенсационные жемчужины цветочных аукционов, вроде “орхидеи, выросшей на человеческом черепе”, могли молчаливо поведать об их печальной судьбе.

Трудно сказать, почему вокруг орхидей возник такой ажиотаж. Но так было. Сотни деревьев вырубались ради добычи нескольких десятков растений, выросших на их ветвях. Ни реки, ни отвесные скалы не останавливали сборщиков. Караваны мулов и пеших носильщиков выносили из джунглей на побережье десятки, сотни ящиков и корзин, набитых растениями. В портах их грузили на парусники и отправляли в Европу. Множество растений гибло в пути, но это никого не смущало: жажда наживы, славы, успеха была превыше всего.

Масштаб вывоза орхидей из родных мест достигал колоссальных размеров. Это был ничем не прикрытый грабеж, в результате которого некоторые виды орхидей, широко представленные в европейских коллекциях, на своей родине стали редкостью или вообще исчезли.

Казалось бы, при таком активном импорте европейские оранжереи должны были переполниться орхидеями. Однако этого не происходило. С трудом добытые и перевезенные живыми через моря и океаны растения сотнями гибли, попав в заботливые, но неумелые руки садовников. Потребовались годы неудач и поисков, пока цветоводы сумели разобраться в особенностях орхидей и научились их выращивать.

Прошли времена, когда Англию называли "могилой орхидей". Культура орхидей стала доступной даже для не очень обеспеченных цветоводов. В ботанических садах, в оранжереях богатых меценатов и предпринимателей начали формироваться обширные коллекции из сотен видов и разновидностей. С этими коллекциями работали многие великие биологи. В их числе К. Линней и Ч. Дарвин, которые немало сделали для познания тайн биологии орхидных.

Однако пополнение коллекций осуществлялось в основном за счет импорта, и долго продолжаться так не могло. Первый шаг в решении проблемы семенного размножения орхидей сделал француз Н. Бернард. Он открыл, что семена орхидей прорастают только после заражения определенными видами микроскопических грибов. Дальнейшие исследования, выполненные Г. Бургефом, дали в руки цветоводов метод, позволяющий проращивать семена орхидей на предварительно зараженных грибами субстратах. Получить таким методом орхидеи из семян было непросто, так как много сеянцев погибало в самом начале развития. Окончательный успех выпал на долю американского профессора Л. Кнудсона. В 1922 г. ему удалось прорастить семена орхидей без помощи грибов на стерильной питательной среде, содержащей только сахар и минеральные добавки.

Среда Кнудсона совершила подлинную революцию в культуре орхидей. Стало возможным размножать наиболее декоративные виды и внедрять их в промышленное цветоводство. Освоение семенного размножения открыло дорогу для селекции. Началась массовая гибридизация с целью получения новых форм, намного превосходящих по своим декоративным качествам природные виды...

Все большее и большее число людей начинало заниматься выращиванием орхидей, посвящая им весь свой досуг. Но ни одно увлечение невозможно без контактов с единомышленниками, поэтому любители орхидей стали объединяться. Так во многих странах появились общества любителей орхидей. Было основано и Московское общество любителей орхидей (МОЛО), во главе которого стоял большой знаток и страстный пропагандист орхидей И. И. Трояновский, автор прекрасной книги “Культура орхидей”.

Созданный после Великой Отечественной войны Главный ботанический сад АН СССР, имеющий в своем распоряжении лучшую в нашей стране коллекцию орхидей, стал центром восстановления и развития отечественной культуры этих растений. В это время в Москве стали появляться и первые цветоводы-любители, занимающиеся выращиванием орхидей в комнатах. Большую работу по популяризации и изучению этих растений выполнили в ГБС АН СССР В. А. Поддубная-Арнольди и В. А. Селезнева. Их книга “Орхидеи и их культура” явилась важной вехой на пути к массовой культуре орхидей. Для поддержания и пополнения коллекции ГБС АН СССР много сделали и делают Р. С. Соколова и другие сотрудники отдела тропической флоры. Их увлеченность и преданность делу укрепили репутацию Главного ботанического сада как всесоюзного центра культуры орхидей.

Постепенно число любителей орхидей возрастало, и в 1975 г. усилиями Е. Г. Назарова и А. С. Мещерякова при секции цветоводства МОИП была создана группа любителей орхидей, члены которой активно занялись освоением культуры. Благодаря популяризаторской деятельности Е. Г. Назарова, А. Д. Сегеди, П. Я. Семеновского, Ю. Г. Успенского и других цветоводов многие

познакомиться с новой для них культурой. Помимо публикаций об орхидеях московские любители активно распространяют посадочный материал орхидей в Москве и рассылают его в другие города СССР, что значительно расширяет географию распространения орхидей и делает их все более популярными.

В настоящее время культура орхидей в нашей стране переживает период подъема. Работы, проводимые в Киеве под руководством Т. М. Черевченко, и деятельность лаборатории биотехнологии ГБС АН СССР вселяют веру в то, что в самом ближайшем будущем орхидеи выйдут из ранга “сверхредких” растений и станут доступны широкому кругу цветоводов.

СОДЕРЖАНИЕ.

Биология орхидей.

Экологические особенности комнатной культуры орхидей.

Агротехника орхидей в комнатной культуре.

Виды орхидей, наиболее пригодные для комнатной культуры.

Группа циприпедиевые — Cypripedieae.

Группа спирантовые — Spiranthinae.

Группа блетиевые — Bletinae.

Группа катазетумные - Catasetinae.

Группа целогиновые — Coelogyninae.

Группа цимбидиумные— Cymbididiinae.

Условия культуры.

Группа дендробиумные— Dendrobiinae.

Группа эпидендриновые - Epidendriae.

Группа максилляриевые — Maxillariinae.

Условия культуры.

Группа онцидиумные — Oncidiinae.

Группа саркантовые — Sarcanthinae.

Группа стангопеевые — Stanhopeinae.

Условия культуры.

Род Гонгора — Gongora R.et P.

Род Стангопея — Stanhopea Frost.

Способы размножения орхидей.

Болезни и вредители орхидей и меры борьбы с ними.

Неинфекционные болезни.

Инфекционные болезни.

Вредители орхидей.

Приложение.