БУКИНИСТ

Букинист. Алфавитный каталог. Тематический каталог.



Индекс книги: 00189.
ББК 35.514. Переработка нефти и нефтяных газов. Производство нефтепродуктов.

Производство присадок к моторным и трансмиссионным маслам.

А.Е. Гальперин.

ХИМИЯ. М. 1974 г. 196 стр. 22 табл. 49 рис.

В книге изложен материал о роли присадок в улучшении качества смазочных масел и удовлетворении требований, предъявляемых к моторным маслам из нефтяного сырья; приведены основы синтеза и технологии присадок к моторным и трансмиссионным маслам. Описаны современные отечественные технологические схемы производства присадок; даны показатели работы установок, а также качества исходного сырья, реагентов, полупродуктов синтеза и готовых присадок; приведены конструкции основных аппаратов и оборудования; освещены вопросы техники безопасности, эксплуатации установок, контроля и автоматизации процессов.

Книга предназначена для повышения производственной квалификации молодых рабочих соответствующих установок, а также операторов нефтеперерабатывающих заводов; она может быть полезна учащимся нефтяных техникумов и профессионально-технических училищ.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

К настоящему времени в нашей стране издано большое количество отечественной и зарубежной литературы по вопросам синтеза и применения присадок. Но литература по технологии промышленного производства присадок, рассчитанная на инженерно-технических работников, весьма ограничена. Книги для рабочих отсутствуют. Автором сделана попытка описать освоенные технологические процессы и промышленные установки производства присадок. Краткие сведения о требованиях к моторным маслам и современным двигателям, о роли присадок в улучшении качества смазочных масел, об основных аппаратах и оборудовании, о правилах безопасной эксплуатации установок необходимы для повышения профессиональных знаний рабочих этих установок.

Автор благодарит работников производства присадок за замечания, которые были сделаны при подготовке рукописи к изданию.

Особенно большую благодарность автор приносит кандидату технических наук Е.М. Варшаверу и рецензенту С.И. Степуро за помощь в подготовке рукописи.

Книга, по всей вероятности, не лишена недостатков, в ней описаны не все виды присадок, процессы и установки, поэтому все замечания читателей будут приняты автором с благодарностью.

ВВЕДЕНИЕ.

Развитие народного хозяйства, повышение уровня механизации всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительной индустрии вызывает значительное увеличение парка тракторов, комбайнов, автомобилей, судов, тепловозов и других машин, приводимых в движение двигателями внутреннего сгорания. Необходимое условие при этом - повышение их экономичности, надежности, удлинение общего и межремонтного срока службы, снижение массы двигателя на единицу его мощности. Это основные задачи современного отечественного двигателестроения.

Повышение экономичности двигателя и снижение его массы на единицу мощности достигаются совершенствованием рабочего процесса двигателя, увеличением степени сжатия, применением наддува, а также использованием более прочных материалов для его изготовления. Чтобы увеличить моторесурс двигателей (т. е. срок службы до капитального ремонта) в условиях работы на форсированных режимах и использования сернистых топлив, необходимо снизить износ основных трущихся деталей.

Форсирование режимов работы двигателя приводит к повышению его теплонапряженности. Повышение температуры поверхностей цилиндро-поршневой группы двигателя, с которыми масло постоянно находится в контакте, ускоряет его окисление и последующее разложение. Чем выше теплонапряженность в камере сгорания двигателя, тем интенсивнее образуются лаки и нагары на поршнях и развивается коррозия в цилиндрах. Это увеличивает износ основных рабочих деталей двигателя. При использовании сернистых топлив количество нагара на поршнях заметно увеличивается, что значительно снижает моторесурс двигателя.

Для увеличения межремонтного срока службы двигателя внутреннего сгорания необходимы: совершенствование конструкции (улучшение теплоотвода, применение защитных покрытий и новых износостойких конструкционных материалов); улучшение качества топлив (антидетонационных свойств, содержания серы, стабильности и др.) изменением технологии их производства и добавлением присадок; улучшение качества смазочных масел (вязкостно-температурных и моющих свойств, термоокислительной стабильности и др.). Применение высококачественных масел позволяет увеличить срок их службы в двигателе и тем самым уменьшает их расход, что, в свою очередь, при эксплуатации громадного парка машин решает важнейшую народнохозяйственную задачу.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Глава 1. Классификация присадок, их роль в улучшении качества моторных и трансмиссионных масел и удовлетворении современных требований к ним.

Глава 2. Синтез, эффективность и свойства присадок.

Глава 3. Основные процессы производства присадок и технологические схемы их осуществления.

Глава 4. Основные аппараты и оборудование установок по производству присадок к маслам.

Глава 5. Контроль и автоматизация работы установок по производству присадок.

Глава 6. Эксплуатация установок по производству присадок.

Глава 7. Техника безопасности и противопожарная безопасность на установках по производству присадок.