БУКИНИСТ

Букинист. Алфавитный каталог. Тематический каталог.



Индекс книги: 00310.
ББК 87.3. История философии.

Лейбниц Г.В.

Сочинения в четырех томах.

Том 3.

Перевод Я. М. Боровского и др.

Издательство Мысль, М. 1984 г. 734 с.

ЛЕЙБНИЦ КАК ФИЛОСОФ НАУКИ.

В третий том настоящего издания Сочинений Лейбница включены работы, посвященные вопросам теории познания, методологии, логики и общей теории науки. Этим вопросам Лейбниц уделял самое большое внимание в продолжение всей своей жизни, начиная с юных лет. Он любил вспоминать о том, что еще в детстве самостоятельно пришел к мысли о необходимости установить в человеческом познании строгий порядок, чтобы исключить из науки все ложное и сомнительное, а то, что в ней есть истинного, направить на улучшение человеческой жизни. Тогда он сделал для себя правилом в словах и других знаках всегда искать ясности, а в делах пользы и не верить никаким авторитетам, пока не представлены доказательства, в доказательствах же не останавливаться до тех пор, пока не дойдешь до самоочевидных принципов. Руководствуясь такими правилами, Лейбниц неизбежно должен был обратиться к логике, а когда обратился, то сразу же увидел в ней ключ к преобразованию всего человеческого знания, и мысль о неисчерпаемых возможностях логики больше уже никогда его не оставляла.

В двадцать лет Лейбниц выпустил в свет первый плод своих логических штудий — диссертацию О комбинаторном искусстве, в которой выдвигалась идея новой логики — логики символической и математической, способной стать универсальной теорией научного мышления и общей теорией открытия. Около трехсот лет спустя Норберт Винер скажет об этой диссертации, что она начинает собой эру кибернетики.

Но как бы высоко Лейбниц ни ставил логику, она все же никогда не была для него самоцелью: он видел в ней только прекрасное и, можно сказать, универсальное средство науки — органон познания и открытия. Конечной же целью всех его трудов, как он сам говорил, служил триединый идеал мудрости, добродетели и счастья, осуществление которого на практике он считал делом реальным, ибо глубоко верил в человеческий прогресс, в победу культуры над варварством.

 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е.

I

II

III

IV

V

VI