БУКИНИСТ

Букинист. Алфавитный каталог. Тематический каталог.



Индекс книги: 00566.
ББК 38.6-5. Строительное оборудование. Строительное машиностроение.

Башенные краны.

Невзоров Л.А. Пазельский Г.Н. Романюха В.А.

1980 г. 326 стр. Ил.

В книге даны сведения о принципе действия башенного крана, его конструкциях и параметрах. Приведены данные об устройстве механизмов башенного крана и его электрооборудовании. Рассмотрены вопросы монтажа, демонтажа и перевозки кранов. Описаны организация работы кранов на строительной площадке и правила их эксплуатации. Рассмотрено обслуживание кранов и системы их ремонта на строительной площадке и в заводских условиях. Изложены требования техники безопасности при эксплуатации, монтаже, обслуживании и ремонте башенных кранов.

КЛАССИФИКАЦИЯ КРАНОВ.

Башенным строительным краном называется поворотный кран со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни, предназначенный, для выполнения строительно-монтажных работ.

Управление всеми механизмами осуществляется машинистом из кабины. На большинстве кранов она находится на верху башни, что обеспечивает хороший обзор фронта работ.

Груз поднимают с помощью грузовой лебедки, грузового каната и крюковой подвески, являющейся грузозахватным органом крана.

Кран выполняет следующие движения; подъем груза, изменение вылета, передвижение и поворот. Сочетание этих движений позволяет не только подавать груз в любую точку строящегося здания, но и обслуживать территорию склада, разгружать материалы с транспортных средств.

Изменение вылета (т. е. изменение положения крюковой подвески относительно оси вращения крана) осуществляется либо изменением угла наклона стрелы с помощью стрелового полиспаста и стреловой лебедки, либо перемещением грузовой тележки с помощью тележечной лебедки.

Передвигается кран по строительной площадке обычно с помощью рельсового ходового устройства на стальных ходовых колесах с приводом от механизма передвижения по крановым путям. Для связи поворотных и неповоротных частей крана служит опорно-поворотное устройство, которое обеспечивает как передачу нагрузок от поворотной части крана на неповоротную ходовую раму, так и вращение поворотной части относительно неповоротной.

Различают два основных типа башенных кранов: с поворотной и башней.

В кранах с неповоротной башней, например КБ-674, опорно-поворотное устройство размещено на верху башни. При этом поворотная часть крана состоит из стрелы, поворотного оголовка и противовесной консоли с размещенными на ней лебедками, механизмом поворота и противовесом, служащим для уравновешивания крана при работе.

В кранах с поворотной башней, например КБ-401А, опорно-поворотное устройство, как правило, размещено внизу, непосредственно на ходовой части крана или портале. В этом случае поворотная часть включает в себя стрелу, башню с оголовком и распоркой, поворотную платформу с размещенными на ней грузовой и стреловой лебедками, механизмом поворота и плитами противовеса.

По типу применяемых стрел краны делятся на две группы: с подъемкой, например у кранов КБ-401А, КБ-100, и с балочной, например, у кранов КБ-503, КБ-674, стрелой.

У кранов с подъемной стрелой, груз подвешивают к концу стрелы. Изменение вылета (подъем стрелы) в этом случае осуществляется поворотом стрелы относительно опорного шарнира.

У кранов с балочной стрелой груз подвешивают к грузовой тележке, которая перемещается при изменении вылета по направляющим балкам стрелы.

Наиболее просты по конструкции и способу изготовления подъемные стрелы, которые и получили массовое распространение.

В соответствии со стандартом СТ СЭВ 723—77 “Краны грузоподъемные. Термины и определения” башенные краны классифицируют по возможности перемещения по строительной площадке и виду ходового устройства.

По возможности перемещения башенные краны делятся на стационарные, самоподъемные и передвижные.

К стационарным относится краны, закрепленные на фундаменте или на другом неподвижном основании. При большой высоте для повышения прочности и устойчивости стационарные краны дополнительно крепят к возводимому сооружению. В этом случае их называют приставными, например КБ-675. Приставной кран, оборудованный ходовым устройством, который до определенной высоты может работать как передвижной называется универсальным.

К самоподъемным относятся краны, устанавливаемые на возводимом сооружении и перемещающиеся вверх с помощью собственных механизмов по мере возведения сооружения.

Стационарные и самоподъемные краны применяют главным образом при строительстве многоэтажных и высотных зданий.

К передвижным кранам относятся краны, передвигающиеся по рабочей площадке. Передвижные краны, оборудованные собственным приводом для передвижения при работе и транспортировании, называются самоходными. Передвижные краны, перемещаемые при транспортировании тягачом, называются прицепными.

По типу ходового устройства башенные краны подразделяются на рельсовые, автомобильные, на шасси автомобильного типа, пневмоколесные, гусеничные и шагающие. Отличаются эти краны друг от друга конструкцией ходового устройства.

Наибольшее распространение получили рельсовые башенные краны (т.е. на рельсовом ходовом устройстве) так как установка крана на рельсовых путях упрощает их эксплуатацию и повышает безопасность работы.

К башенным автомобильным кранам относятся краны, смонтированные на шасси автомобиля (АБКС-5). Если башенный кран монтируется не на шасси серийно выпускаемого автомобиля, а на специально изготовленном под кран пневмоколесном шасси автомобильного типа, оборудованном кабиной, этот кран называется башенным краном на шасси автомобильного типа. Если пневмоколесное шасси под краном выполнено без кабины, то кран называется башенным пневмоколесным. Гусеничные башенные краны монтируются на гусеничном ходовом устройстве. Они отличаются сложностью и большой массой ходовой части. В то же время наличие пневмоколесного и гусеничного ходов позволяет обойтись без рельсовых путей, что повышает мобильность крана и ускоряет ввод его в эксплуатацию.

Башенные шагающие краны сочетают в себе элементы рельсового и шагающего хода. Опираясь на цилиндрический башмак, кран поднимается над грунтом вместе с ходовой рамой, после чего она перемещается вперед. Затем ходовая рама опускается на грунт, а башмак поднимается. С помощью ходовых колес кран передвигается вдоль рамы вперед на величину шага. Далее башмак опускается на грунт, заканчивая цикл шагания.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Глава 1. Общие сведения о башенных кранах.

Глава 2. Устройство башенных кранов.

Глава 3. Механизмы башенных кранов.

Глава 4. Электрооборудование кранов.

Глава 5. Электрические схемы типовых электроприводов крановых механизмов.

Глава 6. Устройства для безопасной работы кранов.

Глава 7. Электрические схемы башенных кранов.

Глава 8. Канаты и съемные грузозахватные устройства.

Глава 9. монтаж, демонтаж и перевозка кранов.

Глава 10. Правила эксплуатации кранов.

Глава 11. Организация технического обслуживания и ремонта.

Глава 12. Смазывание кранов.

Глава 13. Неисправности кранов, их устранение.

Глава 14. Организация работы башенных кранов.

Глава 15. Техника безопасности на строительстве и противопожарные мероприятия.